Для тех, кто служил на таркр «Киров»
Главная Форум
Блоги
История Фото Видео Встречи Символика Североморск Страница памяти Пресса :)
Авторы
Соболев С.В.
11-05-2012 2. Как учились реактору в Сосновом Бору и Палдиски. Просмотров - 3397

[Оглавление] [Назад] [Далее]


27января 1977года 27первых офицеров с напутствием от заместителя комбрига по ЭМЧ 13 БСРК Гурия Малинина на электричке с Балтийского вокзала убыла в Сосновый Бор в в/ч 87286. На табличке вокзала было написано : «ст.КАЛИЩЕ». Нужно было ехать 2часа.
Все было все окутано секретностью, и мы стали приближаться к «таинству» -нашему реактору КН-3 на 300 мегаватт. Информации было мало, и даже операторы сидели тихо и помалкивали.
Мы разместились в семейном общежитии и сразу определились с этим закрытым городом. В магазине было чешское пива и море докторской колбасы. А зарплаты у нас были северные, спасибо командиру и замполиту. И тут Коля Шамота выдал:
- «Кавальчуковцев сломить нельзя;
Кавальчука ребята все по гроб друзья;
А за вправление мозгов у нас ответственный –Попов;
Кавальчуковцев сломить нельзя…»
Вот и не сломили до сегодняшнего времени.
Учили нас как следует, мы «долбили» 1 контур до 22-00, с самоподготовкой.
Николай Иванович Шипилов шел на золотую медаль и законспектировал «ТО 1 контура КН-3» в секретный конспект три раза.
Доктор Владимир Иванович Услугин строго следил за нашим здоровьем и иногда разрешал делать перерывы.
Операторы как наиболее продвинутые в этих вопросах сразу отделились и стали ходить на вахты в ВНИТИ.
Саша Канащенко, как «белая кость» всегда ходил на вахту в белой рубашке.
Мы здесь познали все: что такое ТВЭЛ, АЗ, физический пуск, гамма-излучение, ОЛБ и многое другое, что до этого не знали.
По выходным нас выпускали «на случку» к женам.
Многие не ходили и учились ХС у А.Карпова, как правильно пить пиво с докторской колбасой.
А потом были экзамены по- настоящему.
Н.Шипилов был весь красный, но так как был назначен командиром БЧ-5, по всем предметам получил «отлично».
Потом все все сдали и получили первые удостоверения о прохождении обучения по специальности.
Мы все были очень горды этими серыми корочками, но не знали, что мы еще ничего не знаем.
Корабль в это время был на стапеле. Я спускался в машинное отделение и реакторный отсек. Они были пустые, шла сварка переборок. Но нос корабля, наш нос, был уже кировским. Он уже взлетал над стапелем.
В Северном ПКБ Владислав Федюшин и Жора Кудрин еще только обдумывали цикл пар-конденсат и спорили, нужны ли вообще 2 котла КВГ-2. Настоял на необходимости иметь резервную котельную установку Главнокомандующий ВМФ СССР С.Г.Горшков.
Высоконапорные котлы, обеспечивающие резервный ход, оказались даже очень нужны. Сколько мы потом под ними ходили, они обеспечивали стоянку у необорудованного энергосредами 7 причала в Североморске..
Руководил проектом крейсера - наш Главный Конструктор Борис Израильевич Купенский., он собрал все, что могла Страна Советов в могучий проект «Орлана».
Это он продумал «Гранит» с установкой под углом и применение «Полинома».
Сегодня он похоронен на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге, недалеко от церкви. Наш крейсер остался с ним навечно. На его могиле стоит камень с выбитым профилем корабля и надписью «КИРОВ». Спасибо ему, что он был и остался навечно с нашим кораблем.


А как нас встречали тогда, в Северном ПКБ, во время обучения, так настороженно и тревожно - а они смогут?
И тут наш командир стал «директором». Александр Сергеевич выгнулся в стойку и всех во всем заверил. И все вздохнули свободно.
А потом без командования все пошли в пивбар «Застава», на Садовой. И там всем и все стало окончательно ясно.
Теперь и Федюшина нет. А как он играл в шахматы, не было ему равных. Он был радушный, добрый и интиллигентнейший человек. Правда, выпивали мы все с ним здорово. Это он запускал со мной, Сашей Абрамовым и Главным сдаточным механиком корабля Шубиным Александром Поликарповичем носовую и кормовую машины в первый раз. Он принимали первую электрическую нагрузку с Анатолием Кинебасом на носовой ГРЩ, запускал холодильные машины с Николаем Богомоловым.
Поликарпович тоже умер 16марта 2012года и похоронен на Северном кладбище. Его в последний путь провожали И.Ратин и В.Саранин.
Много светлых умов было в Северном ПКБ и вечная им память.
В наше время я приехал в Сосновый Бор и нашел замаскированный под жилой дом учебный центр на улице Солнечной и ВНИТИ, теперь уже имени Александрова. В ВНИТИ встретил главного специалиста по ЯБ Сергея Щукина, на крейсере он был инженером КИПиА 1дивизиона БЧ-5. Он остался таким –же, как и был на корабле. Простым, и без пафоса.
Мы все стали другими, но когда встречаемся мы сразу становимся такими-же как на корабле. И я не удержался, увидев его:
- Привет «щука»!- вырвалось у меня само по себе, изнутри.
С первых дней формирования офицеров БЧ-5, ХС и командования появился настрой на самое главное - МЫ БЫЛИ ПЕРВЫМИ!
Учебу в Сосновом Бору закрепила практика в учебном центре подводников под Таллиным, в Палдиски.


Поздним вечером, мы организованно на поезде прибыли в Эстонию. В учебном центре в Палдиски нас поселили в офицерский «отель». Не помню, сколько было звезд. Мы выбирали комнаты, где не было снега из разбитых окон. На «рецепшене» нам выдали синие флотские одеяла и сказали:
- Многа водка не надо пить, у нас есть бар и пифо, сэндвич с килька, очень фкусна!
Это на фоне входной двери, того самого «отеля» и сделана та-самая историческая фотография. Первые 22 офицера. На переднем плане Николай Иванович Шипилов, он стоит на ступеньку ниже, чтобы не быть выше командира. Он выбрал тактически правильное решение.
На обед и занятия мы ходили первым «кировским» строем.
Операторы жили отдельной жизнью и с Палычем Ратиным ходили на вахту в «Трубу». На выходные нас выпускали в Таллинн. Я до сих пор помню все местные исторические достопримечательности: «Лисья нора», «Мюнди-бар», «Глория», «Европа», «Виру».
В апреле 1977года мы вернулись в Североморск и начали подготовку на кораблях. Началась новая страница нашей истории с «Океаном», Коцефаной, съемными квартирами на 3-5 семей, мандатными комиссиями и всякими сколачиваниями. Коля Шамота прекрасно плясал на площадках всех ресторанов, но все время попадался командиру. Мы его осуждали на партийных собраниях. Виктор Коцефана в «Океане» учил всех прикуривать от бумажки в 25рублей.
Но все, узнали, что Коцефану арестовать и посадить на гауптвахту нельзя.
Этот период выжидания был никакой, мы просто ждали и формировались без сколачивания. Хотя ездили в командировки на обучение. Я был в Горьком в Горьковском ПКБ, там создали наш реактор и у каждой двери в отделы стояли автоматчики с погонами «СА». На Кировском заводе я встретил А.Герасимова. Это он выгружал в доке вместе с Наиль Галильевичем Гафаровым носовой редуктор ГТЗА и потом центровал его по оптике. Кстати впервые в мире.
Практически были освоены все заводы, где выпускалась продукция для нашего крейсера. Эти неоценимые знания получили все первые офицеры и поэтому мы так все долго служили. Нас боялись отпускать с корабля. Мы слишком много знали и умели. Меня, например на 14 году службы с должности командира БЧ-5 решился отпустить наш третий командир В.И.Рогатин. Я ему очень благодарен и по сей день за этот поступок, у меня сразу прекратились ежедневные сны про покраску трубы, телесный осмотр и «отбитие филенки» на кормовой надстройке.

[Оглавление] [Назад] [Далее]