Для тех, кто служил на таркр «Киров» |
Главная | Форум | История | Фото | Видео | Встречи | Символика | Североморск | Страница памяти | Пресса | :) |
Авторы |
Соболев С.В. |
11-05-2012 1. До того как все началось начинаться. Просмотров - 3380 |
[Оглавление] [Назад] [Далее] «Вы товарищ лейтенант закончили с отличием и назначаетесь командиром машинно-котельной группы на строящийся в Ленинграде корабль-атомный крейсер «КИРОВ», в/ч у него пока нет. Пока будете дублером на БПК «Севастополь» в Росте». С этой фразой кадровика 7ОПЭСК в голове я вышел 03 августа 1976года из домика у причалов 7 Оперативной эскадры. В Североморском ДОФе я встретил таких-же назначенных «химиков»: Н.Чернова, Н.Рублевского и И.Кучмистого. На следующий день, когда я с чемоданом вошел в коридор офицеров БПК «Севастополь» я увидел на полу дерущихся, дежурного по кораблю Игоря Хлынина и годка из БЧ-5 матроса Кичу. Командир встретил меня приветливо. Его рукопожатие было сердечным и дружественным. - Вы лейтенант будете здесь служить до седых волос и потери пульса, даже когда его не будет. Ваш крейсер это миф и его будут строить до победы коммунизма. Ваша каюта номер 26. Вот Вам зачетный лист, завтра заступите дежурным по БЧ-5. Идите служить Родине и учитесь военному делу настоящим образом. Командир глотнул из стакана и начал крутить на указательном пальце сушку. А в стакане было «шило» и я это понял по резкому запаху алкоголя. И я пошел служить и на следующий день я заступил дежурным по БЧ-5, сменив, уже дежурившего целую неделю старшего лейтенанта А.Мартыновича. Это было учеба военному делу по настоящему со всеми особенностями корабля долго стоящего в ремонте. Здесь «годковщину» никто не отменял и на ней все держалось. Через неделю в мою каюту очень тихо и интеллигентно постучали. Зашел до «безобразия подтянутый» с тонкими усиками Володя Каширин. -Чтобы выжить в этом не математическом мире, нужно знать Устав, сказал он и представился: -Командир ЭТГ лейтенант Каширин. Володя был прекрасным товарищем и в последствии великолепным ученым. Следующим был командир трюмной группы Сережа Симонов, потом нагрянули «операторы» Орест Прокопышак, Петя Пупынин, Саша Канащенко, Сергей Шупиков, Сергей Щукин, Женя Тимофеев, командир группы электроприводов Коля Шамота и командир группы ТиА Виталий Яиков. Позже появился назначенный с лодок А.Н.Абрамов. И тут на в надводном флоте впервые появился совершенно новое понятие-ОПЕРАТОРЫ. Операторы управляют сердцем корабля –реактором. Это –каста, они живут и думают не так как все и далеки от личного состава. Операторы по идеологии своей были люди иные, чем все простые офицеры. Они сразу говорили, что АПЛ- это лучше и они здесь на время. Они всех учили всему и сразу. Пришедший в 1977 году на должность инженера группы дистанционного управления реактора №1 Володя Саранин с большим искусством показал - как нужно сминать задники на кожаных корабельных тапочках с дырочками и как ими правильно пользоваться в экстренных ситуациях. Удобство заключалось в том, что в этом варианте можно спать не раздеваясь - проснулся, ноги в тапочки, и ты уже «на работе», на пульте управления. Вот так и началось формирование первых офицеров краснознаменного тяжелого атомного крейсера «КИРОВ» по штату № -61/512. Лихое лейтенантское детство крейсера проходило именно в Росте, на 35 СРЗ и в районах, прилегающих к ресторану «Кольский». Ну, вспоминайте бывшие лейтенанты, кто сказал эту крылатую фразу в 3 часа ночи, обращаясь к холодильнику на кухне на съемной квартире п.Роста, после открывания его дверцы: -Слушай друг до Североморска не довезешь!? Мы ее все говорили и все открывали, ту самую дверцу. Разброд и шатания быстро закончились и мы узнали, что у нас есть командир- это Александр Сергеевич Ковальчук, назначенный с ракетного крейсера «Адмирал Зозуля». Затем был назначен заместитель командира корабля по политической части Валентин Николаевич Попов. С первой встречи с командиром, мы сразу поняли – перед нами Государственный человек. Он был таким как Ковальчук и остался таким сейчас! В.Н. Попов своей «тамбовской пятерней» всем сразу все объяснил - крейсер, и коммунизм мы построим, причем в установленные Партией сроки. И сразу начались партийные собрания, и развернулось соцсоревнование. Лейтенанты крейсера начали выпускать боевые листки. Походы в рестораны «Кольский», «Белые ночи», «Встречи» были «навсегда» отменены. Потом на БПК «Севастополе» начали собираться серьезные и уже прошедшие на кораблях Северного флота службу офицеры нап.3 ранга Н.Шипилов, капитан лейтенанты Н.Богомолов, А.Кинебас. Николай Иванович Шипилов был назначен командиром БЧ-5 с крейсера «Мурманск», где давно была отработана и отлажена корабельная организация, по –этому, он сразу вручил мне чистую тетрадь для ведения всех видов конспектов. Тетради была большая и фирменная, чисто «крейсерская». И я начал все конспектировать. Потом появился капитан - лейтенант Игорь Павлович Ратин-командир дивизиона движения. Он прошел службу на АПЛ. Он сразу стал со всеми на равных. Так, наверное, и было на атомных лодках. Они с «Джоном» Тимофеевым «немного» выпили и предлагали это сделать это всем, так легче будет все осваивать и гадолиний, и бериллий и бор и даже альфа частицы реактора атомного крейсера. От него мы все узнали, что у нас будет 2 реактора по 300 мегаватт, а на лодках всего по 90. Мощность реакторов на первом атомном надводном крейсере в 3 раза больше, а значит и ответственность должна быть в 3 раза больше. А в это время наш крейсер не был даже, еще спущен на воду. А произошло это только через полтора года. Как рассказывал о спуске корабля его участник, командир ДЖ, Николай Викторович Богомолов 27 декабря 1977: - А бутылку шампанского разбивала красивая такая с Балтийского завода. Она улыбалась. Играл оркестр и все захлопали. Бутылка сразу разбилась, и наш КРЕЙСЕР плавно и величественно сошел в Неву со стапеля. Горлышко этой самой бутылки шампанского на красивой деревянной подставке хранил в своей каюте наш первый командир Александр Сергеевич Ковальчук. Может быть, поэтому наш экипаж был таким дружным и остался таким, до сих пор. К нам на встречи не приходят только те, кто приходил ради карьеры или слиняли раньше времени. Мы о них говорим просто: «ну были и были, а мы служили, были молоды, ничего не боялись и радовались жизни и гордились нашим красавцем кораблем. Правда, судьбу атомного крейсера «КИРОВ» нельзя назвать счастливой. Имея потенциал загрузки реакторов для 9-10 кругосветных плаваний, он ушел на покой в Северодвинск, выработав всего половину своей первой загрузки. Таким кораблем просто хвастались все большие начальники, друг перед другом, а он стоял у необорудованного 7 причала Североморска и вырабатывал свой ресурс под котлами и реакторами. А Коля Курган готовил праздничные обеды министрам, Главкомам, делегациям и В.И.Матвиенко. Потом крейсер попал под ельцинскую раздачу с переименованием в «Адмирал Ушаков». Мы все живем надеждой на его восстановление сегодня. Но наш крейсер никогда уже не выйдет в море. Он ведь гордый и за евро в море не пойдет. Правда надежда умирает последней. [Оглавление] [Назад] [Далее] |