Для тех, кто служил на таркр «Киров» |
Главная | Форум | История | Фото | Видео | Встречи | Символика | Североморск | Страница памяти | Пресса | :) |
Авторы |
Соболев С.В. |
11-05-2012 4. Человек за бортом! Просмотров - 3369 |
[Оглавление] [Назад] [Далее] Ленинградский морской канал 2 года тралили жесткими тралами, чтобы «КИРОВ» мог пройти со своей осадкой. Глубины местами были впритык, особенно при незначительном отливе в Финском заливе и восточном ветре. Именно из-за ветра мы не пошли сразу в Кронштадт, прошли дальше на Красногорский рейд. На борт крейсера в дополнение к штурманской навигационной системе НК «Андромеда» были приняты береговые гидрографические группы с высокоточными радионавигационными системами. Более того на баке и юте были установлены чедеса техники 80-ых- радиодальномеры, которые определяли точность нахождения носа и кормы нашего крейсера в узком и мелком для него канале с точностью до метра.. Мы филигранно зашли в кронштадский док Велищинского, даже не задели носом березу, которая росла у стенки завода. Мы с С.В.Федоровым рассматривали железный хищный нос нашего атомного исполина и рядом уцелевшую простую русскую березу. Командир и штурмана молодцы, чисто сработали. Мы все спустились в док и обомлели.… Вот это громадина, да еще, какая красивая! Да наш «КИРОВ» был по истине уникален. Гибкие обводы, огромные винты. Однако при всей филигранности работы по проводке «КИРОВА» и постановке его в док, на днище бульбы были видны царапины. Их видели я, А.К.Кинебас, Н.И.Шипилов, Н.В.Богомолов. Мы либо чиркнули на переходе, либо получили их при сильном восточном ветре у достроечной стенки Балтийского завода. Потом началось время нашего первого командира электротехнического дивизиона Анатолия Кирилловича Кинебаса. Мы весь корабль начали обматывать кабелями для размагничивания. Помощник командира А.Зюбрицкий тоже хорошо командовал. Все политработники были в гуще событий, но не в курсе дел. Из дока вышли без замечаний, и пошли на замеры шумности в бухте Хаара –Лахт (между Нарвским заливом и Таллиным) на малом стенде полигона ВМФ ССР. К нам тогда приезжал 1-й секретарь ЦК КП Эстонии. Как вспоминают очевидцы с ходового поста все происходило на грани «фола». После замеров шумности мы встали на рейд г. Балтийска. Затем, была пройдена мерная миля и был дан максимально возможный ход, который при 200оборотах в минуту валопроводов, составил 32,5 узла. Планы составлялись и менялись ежечасно, испытания крейсера шли полным ходом, мы уже успели выполнить ряд стрельб оружием самообороны. Были и недолгие выходные. И вот в такой теплый, тихий летний день по трансляции раздалась команда мощным голосом помощника командира А.С.Зюбрицкого: -Человек за бортом! Командирский катер с правого борта к спуску. Все бросились к правому борту, спустили катер. Командиром катера был Сергей Федоров. В полном штиле мирно плавало живое существо, отдаленно похожее на ВРИО Главного строителя Сергея Малышева. Причем была некоторая борьба. Катер к нему, а он от катера. Его выловили и быстро отправили баркасом на берег г.Балтийска. 19 сентября 1980 года начались Государственные испытания корабля. На корабле после выхода с завода и с началом испытаний была многочисленная и постоянно меняющаяся, заводская команда и большая группа представителей промышленности по видам вооружения и техники. Мы все с разными удобствами размещались в корабельных помещениях, кубриках и каютах. Женщины были поселены отдельно. Сергей Ралль спал в салоне отдыха офицеров, его диванчик был слева от входа. Как-то на одной из североморских встречах ветеранов, году так в 1995-1996 он любовно всем рассказывал и показывал это место. Я жил в каюте №60 вместе с Сашей.Абрамовым, Вася Шаблаков был третьим и спал на диванчике под иллюминатором. Неожиданно в ЗИПе водохимической лаборатории были обнаружены несколько пяти - литровых канистр со спиртом. После этого события на третьего в нашей каюте стала падать картина со стены, а. Александр Николаевич стал принимать водный раствор аммиака, а в каюту №60 потянулись «избранные» представители советской промышленности. По ночам в районе проживания женщин мелькали тени «страждуюших». Сразу были назначены проверяющие и вахта в «горячих точках». После отбоя начинал обход командир с заместителем по политической части. Сколько интересного они увидели… Но не верьте, что в носовой машине забыли изолировщицу с Балтийского завода, большую такую, килограмм под 120 и все годки ею пользовались. Заводского шила правда было «к сожалению» много, из-за него и пострадал С.Малышев. Дальше мы под реакторами пошли на Север. Мелькали по бортам зарубежные домики, но мы все бдительно несли вахту и на эти мелочи не отвлекались. Кружили «Орионы» и всякие мелкие корабли. В Белом море мы прошли очередное размагничивание и встретили новую АПЛ «Акула». Испытывали все, что испытывалось. Летали наши вертолеты. Готовились пострелять из АК. Помощник командира капитан 3 ранга Александр Сергеевич Зюбрицкий однажды на подъеме флага доложил, встречая командира капитана 1 ранга А.С.Ковальчука: -Товарищ капитан 3 ранга, экипаж для подъема военно-морского флага построен. Доложил капитан 1 ранга Зюбрицкий! Несмотря на наличие заводской команды на борту, у нас постепенно и уже самостоятельно, начинало получаться эксплуатировать материальную часть. Мы управляли крейсером и становились экипажем. Были случаи падения аварийной защиты реакторов. Когда падало АЗ и гас свет, по трапам раздавался топот бегущих в ПЭЖ начальников и представителей промышленности и все разом кричали: -ПЭЖ ПЭЖ, командир БЧ-5, что опять у вас произошло! А Николай Иванович Шипилов тихо шептал на ухо А.Н.Абрамову в ПДУ-1: - Ну, нажмите хоть какую нибудь кнопочку! А Главный сдаточный механик крейсера Александр Поликарпович Шубин спокойно отдавал команды по «Каштану» и объяснял свои действия ходовому посту. Он имел самый большой опыт эксплуатации и сдачи аналогичных энергетических установок на ледокольном флоте и знал все тонкости. Было много серьезных обесточиваний, но наши ОПЕРАТОРЫ успевали подхватывать компенсирующие решетки. Была и вибрация обоих главных турбозубчатых агрегатов, их «лечили» прямо на ходу снижением оборотов и вакуума в главных конденсаторах. Рвались прокладки главных паропроводов, особенно в районе маневровых устройств. Останавливались конденсатно-питательные насосы, питающие водой 2 контур реакторов. Часто заклинивало регуляторы отработавшего пара. Доставали крыс и обгоревшие гаечные ключи из ГРЩ. Каждый день были отказы, наладка и получение бесценного опыта эксплуатации. На построениях вахты БЧ-5 Николай Иванович Шипилов начинал инструктаж своей коронной фразой: «Очень много неисправностей…товарищи. Очень много». Потом он их все перечислял. После инструктажа он уходил в ПЭЖ читать «Техническое описание первого контура КН-3». Николай Иванович по старой механической традиции всегда носил рабочую синюю куртку, и мы их все носили. Дополнительные заботы были от наших мичманов и «любимого» личного состава срочной службы. Это потом они все пройдя атомный крейсер «КИРОВ» стали серьезными, как Володя Резников, Сергей Шкаликов, Леонид Иванов, Александр Мартынович,братья Чарины. 05 октября 1980года атомный крейсер «Киров» прибыл в главную базу Северного флота –г.Североморск. У 7 причала уже стояла плавбаза Балтийского завода с персоналом для гарантийного осмотра материальной части корабля. Начались доработки, устранение неисправностей, покраска, а потом испытания корабля были продолжены. На испытания в Белое море мы начали ходить зимой 1980/1981 годов и продолжали после освобождения его от льдов весной-летом 1981года. По пути на Белое море испытывали суточный 30-узловой ход. Очередное размагничивание крейсера провели на стенде в Умбе Кандалакшского залива летом 1981года. Погода была не по северным меркам шикарная. Был организован сход на берег на баркасе. Была возможность погулять по лесу и даже искупаться. Какими прекрасными были эти минуты! С момента отхода от стенки Балтийского завода первый в мире тяжелый атомный ракетный крейсер за 6месяцев прошел швартовые, заводские ходовые и государственные испытания. Это рекорд, по сравнению с 2 летними испытаниями эсминца проекта 956. Значит, тогда крейсер был нужен, политически нужен по своему предназначению. А сегодня? Он не достался нам легко, на первом этапе с заводской командой и представителями промышленности было легче, чем самостоятельная служба один на один с личным составом и материальной частью. Все сложности, трудности и особенности корабля с атомной энергетической установкой были у нас тогда еще впереди. [Оглавление] [Назад] [Далее] |