СЛУЖАТ НА "КИРОВЕ" ЛЕЙТЕНАНТЫ.

Капитан-лейтенант А.Вицко,

секретарь парткома атомного крейсера "Киров"

Готовясь достойными делами встретить XXVII съезд КПСС, экипаж Краснознаменного атомного крейсера "Киров" взял высокие обязательства и, ведомый коммунистами, прилагает много сил и энергии, чтобы с честью их выполнить, добиться повышения бдительности, боевой готовности, укрепления воинской дисциплины, идейно и нравственно вырасти.

Четкий ритм службы, условия быта на современном крейсере, созданные усилиями командования, партийной и комсомольской организаций, благотворно влияют на каждого моряка, в том числе на недавних выпускников училищ. Они с первых дней пребывания на корабле активно включи-

лись в процесс боевой и политической подготовки, в общественные дела. Коллективный орган парторганизации сделал немало полезного для их становления.

Наметили обсудить на заседании парткома эту злободневную проблему. В партком стали поступать сигналы о сбоях в службе некоторых лейтенантов. И на служебном совещании, и на партийном собрании по различным поводам высказывались упреки в адрес лейтенантов С. Медведева, Е. Кубрака и некоторых других. Командир корабля, его заместитель по политчасти рекомендовали парткому принять конкретные меры для улучшения их воспитания и обучения.

Политработник корабля капитан 3 ранга В. Обухов предложил всесторонне изучить работу каждой подразделенческой парторганизации, послушать коммунистов - командиров боевых частей. Члены парткома провели работу непосредственно в подразделениях. Они беседовали с лейтенантами, их командирами и подчиненными, знакомились с делами низовых парторганизаций. Так, старший лейтенант В. Шаблонов установил, что коммунисты БЧ-5 мало внимания уделяли командиру трюмной группы лейтенанту С. Медведеву. А ведь он отставал в специальной подготовке, не сдал зачеты на

самостоятельное управление подразделением и несение вахты. Незначительной была и помощь ему. Он как бы плыл по течению, не зная, как скоро и куда оно его вынесет. Так дальше не могло продолжаться. Конечно, с Медведева, как с коммуниста, офицера, вина не снималась. Но дело не только в нем.

Некоторые подразделенческие партийные организации, в том числе и коммунисты дивизиона живучести БЧ-5, вместо конкретной работы с каждым

выпускником военно-учебного заведения ограничивались общими призывами, мало эффективными мероприятиями. На заседании парткома состоялся деловой, принципиальный разговор, тон которому задал острый, критичный доклад капитана 3 ранга В. Обухова. Отмечалось, что галочка в плане о выполнении - это еще не показатель результативности партийно-политической, воспитательной деятельности коммунистов. Ее критерием должны стать высокая идейная и нравственная зрелость, качество профессиональной и методической подготовки, воинское мастерство, образцовая дисциплина и политическая активность молодых офицеров. Вскрылись факты, когда работа с лейтенантами сводилась к поверхностным беседам командиров, политработников, партийных активистов. А как будет проходить в дальнейшем их служба, какую помощь требуется оказать, какие у них трудности, везде ли созданы нормальные условия для "врастания" в коллектив, проявляется ли забота о быте и отдыхе - это как будто никого не касается. "Надо, чтобы судьбы лейтенантские волновали всех коммунистов", - решил партком. Парторганизация крейсера усилила пропагандистскую работу среди молодых офицеров. Командиры, политработники старшего звена, партийные активисты стали чаще встречаться с лейтенантами, читать им лекции, доклады, проводить с ними беседы, семинарские занятия. В ходе этих и других мероприятий освещались вопросы марксистско-ленинской теории, пропагандировались преимущества советского образа жизни, разъяснялось значение руководящей роли партии в совершенствовании развитого социализма, военном строительстве в период подготовки к XXVII съезду КПСС. Подчеркивалась ответственность офицерских кадров за высокую боеготовность в современной сложной и напряженной международной обстановке. Выполняя постановление парткома, партбюро БЧ-5 заслушало отчет Медведева о командирском становлении. Ему указали на ошибки, посоветовали, как быстрее выйти из затруднительного положения, предложили конкретную помощь. После этого лейтенант приободрился. Если раньше он считал, что на него никто не обращает внимания, то теперь убедился в обратном. Живое участие более опытных сослуживцев в его заботах придало Медведеву новые силы. И здесь мало констатировать, что он сдал все зачеты, приступил к самостоятельным вахтам. Прежде всего, как говорится, изменилась психология лейтенанта. Коллектив проявил интерес к его проблемам. И в ответ он стал жить делами коллектива, волноваться за всех, кто служит рядом. Произошло как бы явление взаимного притяжения коллектива и личности.

Конечно, приходящие к нам выпускники Ввмузов имеют разные характеры, наклонности. Да и профессиональная подготовка их не всегда одинакова. Одни учились отлично, были членами курсантских научных обществ, вели активную общественную работу. Другие отставали от передовиков. Оказывая индивидуальное воздействие на молодых офицеров, партком учитывает их положительные качества. Успехи и упущения каждого лейтенанта тщательно анализируются, на основе этого делаются выводы и обобщения, принимаются меры по улучшению воспитания. Малейшее изменение в настроении человека, его отношении к своим обязанностям, как правило, не остается незамеченным. Командиры, политработники, партийные активисты выявляют причины, помогают и советом, и делом. А если требуется - строго спрашивать. Основной формой индивидуальной работы парторганизации с выпускниками училищ - коммунистами является заслушивание их отчетов. Так, на заседании партбюро БЧ-7 о воспитании у подчиненных дисциплинированности, чувства войскового товарищества отчитывался лейтенант В. Соколов. Партбюро БЧ-5 слушало лейтенанта М. Цветкова о том, как он справляется с обязанностями командира аварийной партии. На партсобрании дивизиона движения БЧ-5 шел предметный, взыскательный разговор с командиром машинно-котельной группы лейтенантом А. Акопяном. Выступили командир боевой части капитан 2 ранга Н. Шипилов, секретарь парторганизации капитан-лейтенант С. Шупиков и другие коммунисты. Их критика была доброжелательной, советы - деловыми, предложения - конкретными. Мастер военного дела капитан-лейтенант С. Соболев, который недавно был командиром машинно-котельной группы, взялся помочь Акопяну. Тактично, не подменяя лейтенанта, направлял его усилия, советовал, как лучше планировать боевую учебу, какую методику обучения более целесообразно применять в зависимости от характера занятия или тренировки, от уровня подготовки матросов и старшин. Он предостерегал подопечного от ошибок, учил в каждом конкретном случае искать и находить оптимальный вариант решения того или иного вопроса. И это пошло Акопяну на пользу. Постепенно он обретал уверенность в себе, все более надежно действовал в сложной обстановке, умело руководил подчиненными.

Какими радостными, оживленными, полными светлых надежд и больших замыслов приходят на крейсер лейтенанты. Кажется, они способны горы свернуть. И у многих этот боевой настрой остается надолго. Хорошие офицеры не расстаются с ним никогда. Они - мечтатели и романтики, они - военные моряки, как говорят, до мозга костей. Напряженная боевая учеба закаляет их волю. Они становятся отличными специалистами, знатоками своего дела, верными товарищами.

Чтобы воспитать в этом духе каждого молодого офицера, необходимо приложить немало усилий.

В документах партии получила дальнейшее развитие и конкретизацию применительно к условиям развитого социализма программная установка В. И. Ленина, данная молодежи в его выступлении на III съезде комсомола: учиться коммунизму.

Выступая на Всеармейском совещании секретарей комсомольских организаций, Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР товарищ К. У. Черненко отметил, что в работе с людьми необходимо проявлять больше гибкости, терпения, настойчивости, умело выбирать нужные формы, учитывать возрастные особенности.

Задача поставлена сложная. Решить ее не просто. Ведь у каждого молодого офицера - свой характер, свои привязанности, увлечения, привычки. В процессе воспитания возникает немало трудностей морального, психологического порядка. Опытный военный педагог, партийный активист лучше справляется с ними. Воспитывать, не ошибаясь, - идеал, к которому все стремятся. Но порой приходится констатировать, что усилия оказались напрасными.

В таких случаях никогда нельзя делать вывод о том, что все возможности влияния парторганизации на конкретного человека исчерпаны. От воспитателя требуется проявлять такт, умение чутко реагировать на малейшие нюансы в поведении, правильно и в нужное время применять те или иные меры воздействия, видеть в каждом молодом офицере личность, уважать его честь и достоинство.

Как показывает практика, партком должен постоянно заботиться и о воспитании воспитателей - непосредственных командиров лейтенантов. Принимаются меры по совершенствованию учебного процесса, обеспечению личного примера руководителей крупных подразделений, повышению их идейного уровня и педагогического мастерства. Так, члены парткома обратили внимание командира БЧ-7 капитана 3 ранга В. Белинина и его заместителя по политической части капитан-лейтенанта А. Дудкевича на то, что в подразделении не выработана система подготовки молодых командиров групп, инженеров. Белинин и Дудкевич правильно восприняли критику. В последующем они сделали все необходимое, чтобы восполнить существовавший пробел. Были составлены планы работы с лейтенантами, налажен контроль за их выполнением. Партийное бюро боевой части управления во главе с капитан-лейтенантом И. Прилуцким приняло меры по обеспечению авангардной роли молодых офицеров - членов и кандидатов партии. Решение этих и других вопросов позволило БЧ-7 завоевать звание отличной.

Партком накопил определенный опыт воспитания молодых офицеров. Вместе с тем не удалось избежать и просчетов, о которых не могу говорить без волнения. Ведь речь идет о судьбах моих младших товарищей, офицеров. Часто задумываюсь, почему парторганизации не всегда действуют эффективно. Видимо, еще не сумепи мы преодолеть силу инерции. Нередко уповаем на всемогущество массовых форм воспитания людей. А все ли мы делаем, чтобы лейтенант не сошел с правильного пути? Ведь если он оказывается предоставленным самому себе, всякое может случиться.

Один неудачный шаг влечет за собой другой, третий. Так было с командиром продовольственной группы лейтенантом Е. Кубраком. Он прибыл на корабль после окончания Вольского высшего военного училища тыла. Примерностью в поведении Кубрак не отличался. Все же мы надеялись на то, что он со временем повысит ответственность за выполнение служебных обязанностей. И упустили драгоценное время. А "болезнь" безответственности прогрессировала. Справиться с ней стало не так просто. Кубрак дошел до того, что грубо нарушил дисциплину, появившись на корабле в нетрезвом виде. В характеристике указывается, что он не обращает внимания на критику, служебные обязанности выполняет недобросовестно, в общественной жизни пассивен. Кубрак не представлен в срок к присвоению очередного воинского звания. Коммунисты привлекли его к партийной ответственности. Надо признать, что история с Кубраком - исключение. И все же она говорит о том, что в работе партийной организации молодыми офицерами есть существенные недостатки. О них шла речь и на отчетно-выборном собрании. Коммунисты справедливо указывали на то, что в поле зрения актива, как правило, оказываются лишь те выпускники училищ, у которых уже что-нибудь не ладится. А те, кто хорошо проходит становление, остаются внепартийного воздействия. Отмечалось также,

что слишком однообразны формы нашей работы. Следует искать другие, отвечающие требованиям современной жизни, запросам людей.

Парторганизация много внимания уделяет воспитанию у молодых офицеров чувства гордости за службу на корабле, носящем имя "Киров". Современный крейсер имеет славного предшественника, экипаж которого мужественно сражался в годы минувшей войны. Традиции корабля, флота,

Вооруженных Сил широко пропагандируются в нашем коллективе.

Новым импульсом дальнейшего повышения действенности этой работы стало постановление ЦК КПСС "О 40-летии Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов". Коммунисты крейсера сделали немало полезного для воспитания у всего личного состава, в том числе и у молодых офицеров, любви к социалистической Родине, верности революционным и боевым традициям старших поколений советских моряков.

Высокий политический подъем, служебная и общественная активность выпускников училищ благотворно сказались на результатах боевой учебы. Экипаж успешно выполнил все обязательства минувшего учебного года, до конца остался лидером в соревновании с моряками ракетного крейсера "Слава". Мы передали эстафету инициаторов своим друзьям-соперникам. И полны решимости не отставать от них и в зимний период обучения, воплотить в конкретные дела девиз "40-летию Великой Победы, XXVII съезду КПСС - наш самоотверженный ратный труд!". Парторганизация будет и впредь использовать в работе по воспитанию лейтенантов опыт других партийных коллективов. Каждый молодой офицер должен занять достойное место в боевом строю, трудиться инициативно, с полным напряжением, образцово выполнять служебные обязанности. Как этого требуют честь и долг советского воина - патриота и интернационалиста.

("Морской сборник" 1985г., № 3)