2.
Со временем все надоело: сухари на обед вместо хлеба, холоднющее море в июне (не искупаешься!), грязь, нищета. Где-то далеко от моря доносился гул самолетов Ту-95РЦ из состава 392 ОДРАП ВВС СФ.
После обязательных визитов со стороны советского посольства, всевозможных экскурсий и взаимных концертов, народ на брк заскучал… Соревнования подразделений по строевой подготовке не помогли развлечься. Были, правда, пара экскурсий по Луанде (старинная крепость, центр города, зоологический музей, зоопарк). Больше всего курящим запомнилась экскурсия на сигаретную фабрику, где в конце экскурсии хозяин подарил каждому по блоку сигарет.
Иногда приходила из посольства грузовая машина для вывоза мусора и пищевых отходов с корабля. Группа моряков после первой такой поездки на городскую свалку сказала, что больше нам не нужно никаких политзанятий, мы и так всё увидели своими глазами: за этими отходами выстроилась очередь из голодного местного населения, они сами разгрузили, выбирали среди мусора и бумаги из туалета съедобное, ели сами и кормили детей.
Иногда выделялся личный состав в караул по охране нашего посольства и нашей связной воинской части. Возили с корабля в караул без знаков воинского отличия, погон, звёздочек на беретах, документов. Просто с оружием и боезапасом. Моряки были в робах, офицер в гражданской рубашке. Про стрельбу, змей и скорпионов скромно умолчу.
Вахта ПДСС периодически бросала за борт гранаты, акустик иногда включал на излучение ГАС, РЛС освещала воздушную обстановку. Так и жили. Иногда бодрили нас и кубинские интернационалисты, устраивая рядом с кораблём стрельбу из крупнокалиберных пулемётов и автоматов. Особенно активно постреляли они однажды поздно вечером. На корабле уже чуть ли не объявили боевую тревогу. Хорошо, что рядом с трапом оказался кубинский военнослужащий, он сказал что-то типа «кубана каморадо канонада». Оказалось, что праздник у них – штурм казарм Монкада.
Разведчик, как и положено по ВУС, снимая панораму порта и военной базы, вскоре досконально изучил обстановку.
А изучив, направился прямо к Командиру.
Командир, выслушав предложения Разведчика, сразу собрал Большой совет, на котором выступил с краткой речью:
«Товарищи офицеры! План БП выполнен. Личный состав скучает. Разведчик предлагает ограбить соседний брошенный корабль. Кодовое название операции – «Негоро». Какие будут предложения?»
Старпом попросил прихватить оттуда бумагу и спасательные круги.
Замполит – библиотечку классиков марксизма-ленинизма на местном на португальском языке.
Механик предлагал взять как можно больше огнетушителей и гаечных ключей на 80.
Снабженец попросил принести посуду, а если повезет – то и компактный холодильник для БКК.
Доктору понадобились бормашина.
Особисту ничего не надо было, только просил уточнить точную дату и время грабежа, чтоб на этот день назначить свою встречу с советским Резидентом.
Боцман сказал просто: мне надо всё!
Подумав, Командир сказал:
«Разведчик, сходи еще раз и посмотри внимательно, что там плохо лежит».
Решение было принято.
Перешли к организации.
Общее руководство возлагалось на старпома.
Связисту – обеспечить группу одной рацией для связи с кораблем.
Разведчику – создать группу из физически крепких офицеров, но замполита (молодца 2-х метрового роста) и себя туда не включать.
После совещания Разведчик и Электрик пошли на уточнение некоторых деталей на соседнее судно, наблюдение за которым показало, что оно не нужно даже местным рыбакам.
Старое ржавое судно стояло метрах в 50 от брк и никем, судя по всему, даже не охранялось.
На фото:
Посла СССР встречают офицеры брк "Огневой"-участники операции "Негоро".На заднем плане то самое португальское судно
21. Борпалыч - 23 Марта, 2017 - 18:39:43 - перейти к сообщению
22. Борпалыч - 23 Марта, 2017 - 18:43:26 - перейти к сообщению
3.
Плохо там лежало все. То есть – ничего. Там ничего не было – все уже было разграблено потомками «черной слоновой кости».
Прихватив с собой забытую кем-то кувалду для Боцмана, стамеску для Механика и рваный порножурнал для Замполита, удрученные грабители вернулись на корабль.
Командир усмехнулся: «А что там тогда вообще есть?»
- Дверь из красного дерева, медный колокол громкого боя и штурвал
-А конкретнее?
-Дверь темно-красного цвета, как раз для нашей «гарсонки». Штурвал самый настоящий, стоит в ходовой. Правда, здоровый – в нашу рубку не затащим. А колокол - загляденье, но его надо срезать.
- Ясно. Будем грабить средь бела дня. Нет в мире таких крепостей, которых большевики не могли бы взять, - ответил Командир крылатой ленинской цитатой и приказал вызвать Механика и Замполита.
Вручив Механику сувенир от Себастьяна Перейро, на что начитанный Механик возразил – у того, мол, был топор, а Замполиту – журнал, объяснив, что с МЛП у португальцев весьма скверно, Командир объяснил ситуацию.
Осознав, что тащить сварочный аппарат на вражескую территорию хоть и 50 метров, но все-таки неоправданный риск, Механик предложил самому сходить на «португальца» и осмотреться на месте. .
В день «Д» было все готово и на старом португальском кораблике начало происходить некое таинство по экспроприации имущества португальских колонизаторов.
Когда началась у местных сиеста, с «португальца» на брк был переброшен пеньковый трос. На борту португальца появились офицеры в одних цветных трусах и спустили что-то на воду. Первой на советский корабль была поднята прекрасная темно-красная дверь… Потом по частям передали штурвал. А колокол, чтобы не мочить, принесли завёрнутым в тряпку.
Через сутки большой ракетный корабль убыл в Гвинею-Конакри. Еще на подходе к ней новый колокол громкого боя был закреплен в командирском коридоре. Португальскую дверь, установленную при входе в «гарсонку», украшала свежая бирка «Подарок ангольского народа русским морякам ». А на старом (или «под старину») штурвале, который закрепили на переборке в тамбуре, как вспоминали старожилы "Огневого", еще долго под стеклом находилась дарственная надпись на португальском языке
«O comandante do navio soviético com a gratidão do Presidente da República de Angola, Agostinho Neto. julho de 1978».
По приходу в Североморск корабль посетил Командир эскадры. Подивившись таким подаркам братского народа, он передал Командиру слова благодарности от советского Посольства и приказ ему убыть для приема другого корабля.
Чуть позже Командир стал командиром «Киева», а затем – начальником Калининградского ВВМУ.
Старпом со временем вырос до Главкома ВМФ.
Разведчик сначала ушел на бпк «Маршал Тимошенко», а потом – комдивом на «Киров». И до сих пор его любимая книжка -роман Жюля Верна "Пятнадцатилетний капитан"
А новым командиром «Огневого» был назначен капитан-лейтенант Сергей Владимирович Лебедев.
Вот такая история, почти правдивая от начала и до конца…
На фото:
тот самый штурвал. Где он сейчас?...
Плохо там лежало все. То есть – ничего. Там ничего не было – все уже было разграблено потомками «черной слоновой кости».
Прихватив с собой забытую кем-то кувалду для Боцмана, стамеску для Механика и рваный порножурнал для Замполита, удрученные грабители вернулись на корабль.
Командир усмехнулся: «А что там тогда вообще есть?»
- Дверь из красного дерева, медный колокол громкого боя и штурвал
-А конкретнее?
-Дверь темно-красного цвета, как раз для нашей «гарсонки». Штурвал самый настоящий, стоит в ходовой. Правда, здоровый – в нашу рубку не затащим. А колокол - загляденье, но его надо срезать.
- Ясно. Будем грабить средь бела дня. Нет в мире таких крепостей, которых большевики не могли бы взять, - ответил Командир крылатой ленинской цитатой и приказал вызвать Механика и Замполита.
Вручив Механику сувенир от Себастьяна Перейро, на что начитанный Механик возразил – у того, мол, был топор, а Замполиту – журнал, объяснив, что с МЛП у португальцев весьма скверно, Командир объяснил ситуацию.
Осознав, что тащить сварочный аппарат на вражескую территорию хоть и 50 метров, но все-таки неоправданный риск, Механик предложил самому сходить на «португальца» и осмотреться на месте. .
В день «Д» было все готово и на старом португальском кораблике начало происходить некое таинство по экспроприации имущества португальских колонизаторов.
Когда началась у местных сиеста, с «португальца» на брк был переброшен пеньковый трос. На борту португальца появились офицеры в одних цветных трусах и спустили что-то на воду. Первой на советский корабль была поднята прекрасная темно-красная дверь… Потом по частям передали штурвал. А колокол, чтобы не мочить, принесли завёрнутым в тряпку.
Через сутки большой ракетный корабль убыл в Гвинею-Конакри. Еще на подходе к ней новый колокол громкого боя был закреплен в командирском коридоре. Португальскую дверь, установленную при входе в «гарсонку», украшала свежая бирка «Подарок ангольского народа русским морякам ». А на старом (или «под старину») штурвале, который закрепили на переборке в тамбуре, как вспоминали старожилы "Огневого", еще долго под стеклом находилась дарственная надпись на португальском языке
«O comandante do navio soviético com a gratidão do Presidente da República de Angola, Agostinho Neto. julho de 1978».
По приходу в Североморск корабль посетил Командир эскадры. Подивившись таким подаркам братского народа, он передал Командиру слова благодарности от советского Посольства и приказ ему убыть для приема другого корабля.
Чуть позже Командир стал командиром «Киева», а затем – начальником Калининградского ВВМУ.
Старпом со временем вырос до Главкома ВМФ.
Разведчик сначала ушел на бпк «Маршал Тимошенко», а потом – комдивом на «Киров». И до сих пор его любимая книжка -роман Жюля Верна "Пятнадцатилетний капитан"
А новым командиром «Огневого» был назначен капитан-лейтенант Сергей Владимирович Лебедев.
Вот такая история, почти правдивая от начала и до конца…
На фото:
тот самый штурвал. Где он сейчас?...
23. Admin - 27 Марта, 2017 - 23:12:09 - перейти к сообщению
30-05-2016
Вершинин Павел
Хочу немного отвлечь от аварийных тем и сказать несколько слов об операторах, которые были на БС-2. Действительно получилось так, что на боевую службу мы пошли не только с вновь назначенными К-5 и КДД, но и с только что назначенными КГДУ, носовую группу возглавил Олег Богаченко, на тот момент самый опытный оператор и на кормовую группу назначили меня. С Нахимова к нам на боевую службы были назначены два оператора с «Калинина», мои однокашники по училищу Жиленко и Калугин, оба Александры. Пусть никого не смущает наше воинское звание на тот момент, старшие лейтенанты. Если помните, то старлея тогда давали через два года, а старшими лейтенантами ходили три года. Т.е. у нас в декабре 89-го года шел уже пятый год службы на корабле. А Жиленко и Калугин были с первого экипажа «Калинина», они так же как и первый экипаж «Кирова» принимали свой корабль и установку знали прекрасно, так что нельзя сказать, что мы были неопытными. Два лейтенанта Конюшенко Леня и Тарасов Вадим к моменту выхода на БС уже сдали на СУ и самостоятельно несли вахту. В 89-ом на корабля пришли еще два лейтенанта Ососов Руслан и Гритчин Валера. До боевой они сдать зачеты не успели. Но после вывода носовой установки несли вахту в ПДУ-1, помогали оператору ПТУ. Благодаря в том числе и грамотным действиям Ососова, возле Крита смогли принять пар от котла на ГТЗА №1. Никаких нареканий за боевую службу к операторам не было. Ну а опыт дело наживное.
Вершинин Павел
Хочу немного отвлечь от аварийных тем и сказать несколько слов об операторах, которые были на БС-2. Действительно получилось так, что на боевую службу мы пошли не только с вновь назначенными К-5 и КДД, но и с только что назначенными КГДУ, носовую группу возглавил Олег Богаченко, на тот момент самый опытный оператор и на кормовую группу назначили меня. С Нахимова к нам на боевую службы были назначены два оператора с «Калинина», мои однокашники по училищу Жиленко и Калугин, оба Александры. Пусть никого не смущает наше воинское звание на тот момент, старшие лейтенанты. Если помните, то старлея тогда давали через два года, а старшими лейтенантами ходили три года. Т.е. у нас в декабре 89-го года шел уже пятый год службы на корабле. А Жиленко и Калугин были с первого экипажа «Калинина», они так же как и первый экипаж «Кирова» принимали свой корабль и установку знали прекрасно, так что нельзя сказать, что мы были неопытными. Два лейтенанта Конюшенко Леня и Тарасов Вадим к моменту выхода на БС уже сдали на СУ и самостоятельно несли вахту. В 89-ом на корабля пришли еще два лейтенанта Ососов Руслан и Гритчин Валера. До боевой они сдать зачеты не успели. Но после вывода носовой установки несли вахту в ПДУ-1, помогали оператору ПТУ. Благодаря в том числе и грамотным действиям Ососова, возле Крита смогли принять пар от котла на ГТЗА №1. Никаких нареканий за боевую службу к операторам не было. Ну а опыт дело наживное.
24. Соболев Сергей Викто - 28 Марта, 2017 - 12:41:00 - перейти к сообщению
В начале пути у первой сформированной группы офицеров в Сосновом бору и Палдиски была такая песня, из воспоминаний:... 27 января 1977года 27первых офицеров с напутствием от заместителя комбрига по ЭМЧ 13 БСРК Гурия Малинина на электричке с Балтийского вокзала убыла в Сосновый Бор в в/ч 87286. На табличке вокзала было написано : «ст.КАЛИЩЕ». Нужно было ехать 2часа.
Все было все окутано секретностью и мы стали приближаться к «таинству» -нашему реактору КН-3 на 300 мегаватт. Информации было мало, и даже операторы сидели тихо и помалкивали.
Мы разместились в семейном общежитии и сразу определились с этим закрытым городом. В магазине было чешское пива и море докторской колбасы. А зарплаты у нас были северные, спасибо командиру и замполиту. И тут Коля Шамота выдал:
- «Кавальчуковцев сломить нельзя;
Кавальчука ребята все по гроб друзья;
А за вправление мозгов у нас ответственный –Попов;
Кавальчуковцев сломить нельзя…»
Вот и не сломили до сегодняшнего времени.
На этом фото есть, те кто не поднялись на борт крейсера, по разным причинам, но они были в 1 экипаже: А.Байков, В.Каширин, Н.Шамота,С.Ушенко, С.Симонов.
Все было все окутано секретностью и мы стали приближаться к «таинству» -нашему реактору КН-3 на 300 мегаватт. Информации было мало, и даже операторы сидели тихо и помалкивали.
Мы разместились в семейном общежитии и сразу определились с этим закрытым городом. В магазине было чешское пива и море докторской колбасы. А зарплаты у нас были северные, спасибо командиру и замполиту. И тут Коля Шамота выдал:
- «Кавальчуковцев сломить нельзя;
Кавальчука ребята все по гроб друзья;
А за вправление мозгов у нас ответственный –Попов;
Кавальчуковцев сломить нельзя…»
Вот и не сломили до сегодняшнего времени.
На этом фото есть, те кто не поднялись на борт крейсера, по разным причинам, но они были в 1 экипаже: А.Байков, В.Каширин, Н.Шамота,С.Ушенко, С.Симонов.
25. Соболев Сергей Викто - 10 Апреля, 2017 - 14:20:54 - перейти к сообщению
4 октября 1986 было воскресенье, и меня вызвали с «большого схода» подменить командира БЧ-5
Е.Г .Николаева, встретить семью. Все после обеда спали. Вдруг боевая тревога. Все собрались на ГКП. Терпит Аварию наша лодка в районе Бермудских островов. Всех, кого могли, вызвали с берега. На борту был комбриг 120 бригады А.С. Ковальчук и командир С.В. Лебедев. Снялись и пошли. В сторону Мурманска. Взяли подводников, снаряжение и боезапас. Я бегал по верхней палубе и думал, какие средства спасения, и буксировки для такой махины как РПКСН у нас есть. Как подать воздух, питательную воду? Но таких средств на «КИРОВЕ» не было. Когда я увидел погрузку «Метелей » до меня дошло. Было решение на крайний случай. Потом мы на 6 суток дали 26 узлов. И пошли через сплошной шторм. К нашему приходу трагедия уже свершилась. Летали летучие рыбы и чайки. На юте был «пляж». Вентиляторы носовой и кормовой машины встали. За бортом было плюс 50, в машинах 110. Потекли дейдвудные сальники волопроводов. Вахта менялась каждый час. Все бесконечно пили, и от вымывания солей быстро уставали. Нас спасали зеленые флотские помидоры. Лодка была на грани ядерной аварии и теплового взрыва. Причиной , как мне предположил один из строителей СРЗ 35 была течь заглушки забортной воды в шахте №6 после доковых работ в ПД-50, а не столкновение с АПЛ США. Голливуд, в последствии снял боевик «Враждебные воды».
Е.Г .Николаева, встретить семью. Все после обеда спали. Вдруг боевая тревога. Все собрались на ГКП. Терпит Аварию наша лодка в районе Бермудских островов. Всех, кого могли, вызвали с берега. На борту был комбриг 120 бригады А.С. Ковальчук и командир С.В. Лебедев. Снялись и пошли. В сторону Мурманска. Взяли подводников, снаряжение и боезапас. Я бегал по верхней палубе и думал, какие средства спасения, и буксировки для такой махины как РПКСН у нас есть. Как подать воздух, питательную воду? Но таких средств на «КИРОВЕ» не было. Когда я увидел погрузку «Метелей » до меня дошло. Было решение на крайний случай. Потом мы на 6 суток дали 26 узлов. И пошли через сплошной шторм. К нашему приходу трагедия уже свершилась. Летали летучие рыбы и чайки. На юте был «пляж». Вентиляторы носовой и кормовой машины встали. За бортом было плюс 50, в машинах 110. Потекли дейдвудные сальники волопроводов. Вахта менялась каждый час. Все бесконечно пили, и от вымывания солей быстро уставали. Нас спасали зеленые флотские помидоры. Лодка была на грани ядерной аварии и теплового взрыва. Причиной , как мне предположил один из строителей СРЗ 35 была течь заглушки забортной воды в шахте №6 после доковых работ в ПД-50, а не столкновение с АПЛ США. Голливуд, в последствии снял боевик «Враждебные воды».
26. Геннадий - 10 Апреля, 2017 - 21:12:19 - перейти к сообщению
Сергей Викторович! Вот внимательно читаю Ваши воспоминания и как то хочется возразить- получается, каждый выход крейсера "Киров" в море это обязательно проблемы в БЧ-5 то одно потекло, то другое закапало,сальники,паропроводы всё бесконечно выходит из строя и вечная борьба и размышления от Вас-"кто виноват"- виноваты в итоге все(завод,база,сослуживцы)...о себе или о своих предложениях командованию, ни одного слова-ультиматума как механика не было тогда- точно(иначе обязательно показали-бы) А спустя много лет появляются "воспоминания" и оценка "от первого и самого опытного механика" фактически "приговор" ну не вернулся я бы всё... Про температуру-.Вас многие будут читать и все мелочи замечать при+110 человек сидеть час в сауне не сможет просто умрёт-про +50 в открытом море тоже? а про летающих рыбок-там где они летают там чаек нет.
27. Соболев Сергей Викто - 11 Апреля, 2017 - 17:49:31 - перейти к сообщению
Уважаемый Геннадий, в БЧ-5 отказы или поломки были каждый день и в базе и море, крейсер слишком большое хозяйство от шпилевой до румпельных отделений. По всем неиспавностям командир БЧ-5 всегда принимает решения самостоятельно, как правило без лишнего шума. Искать виноватых дело не благодарное, но они были и сами себя всегда проявляли и на вахте и после службы. К сожалению, наш крейсер ресурс энергетической установки выработал в базе- не было на причале энергосред, мы стоя у причала №7 стояли под турбогенераторами от котла или реактора, по этой причине БЧ-5 всегда была в море и несла вахту. И сегодня ничего не изменилось, по этому Петр стоит в СРЗ. Мы всегда за все свое боролись, но самостоятельно, нас особенно никто не слушал, покраска и филенки были важнее ППР. На каких действующих механизмах мы выходили в море, на тех-же и возвращались и все делали сами. А надежность техники была очень "средненькая" ( частично упомянута в моих воспоминаниях). Кто виноват, что наш крейсер стоит в готовности к утилизации - это государственное преступление, тут участников много. Мы как могли боролись, но проиграли.
В КМКО +110гр.С- на верхней площадке легко, слишком много главного пара, клапан травления, турбина, ПТГ-7, вахта спасалась на нижних площадках и ПРУ-2. Посмотрите в Одноклассниках комментарий Ю. Варийводы, он стоял в походе на К-219 у ПТГ-7. А рыбки с чайками у Бермуд до сих пор летают, но уже без нас. Если вам не нравятся мои воспоминания, напишите лучше.
В КМКО +110гр.С- на верхней площадке легко, слишком много главного пара, клапан травления, турбина, ПТГ-7, вахта спасалась на нижних площадках и ПРУ-2. Посмотрите в Одноклассниках комментарий Ю. Варийводы, он стоял в походе на К-219 у ПТГ-7. А рыбки с чайками у Бермуд до сих пор летают, но уже без нас. Если вам не нравятся мои воспоминания, напишите лучше.
28. Геннадий - 11 Апреля, 2017 - 23:35:03 - перейти к сообщению
Сергей Викторович! За ответ Спасибо! Я вообще не механик и говорить на эту тему не имею права в принципе но я по другому поводу за возмущался. Кто против что крейсер большое хозяйство...но он и укомплектован соответственно специалистами. Я повторюсь-Вы лично(26 лет назад) об этом кому то"сигнализировали" о неправильном содержании-эксплуатации у причала? Уверен и в мыслях не было. Вы-же говорите ресурс выработан всего на 30-40%- сейчас в ответе мне -"выработан в базе"- понял так- практически полностью. И самое главное-Вы командир БЧ-5 готовили Крейсер к Б/С ? Как Вы думаете-если бы Вы были на борту ч/п случилось бы или нет? Уйдя с корабля на повышение Вы хотя-бы моральную ответственность несёте как специалист и ком.БЧ? Через много лет мы все смотрим на прошедшие события совсем по другому,то-ли совесть начинает мучить,то-ли ищем оправдание себе,себя-же и оправдывая. А чайки там всё-таки не летают или тогда там не должно быть летающих рыбок
29. Соболев Сергей Викто - 12 Апреля, 2017 - 14:52:22 - перейти к сообщению
Уважаемый Геннадий, все кто служил на крейсере всегда действовали во благо корабля, я сходил от исправной перед БС ГЭУ, в противном случае меня бы никто не отпустил.Неисправность трубной системы ПГ с течью по разъему крышки АППУ от л/с и меня не зависели. В море принимают решения, те кто в море. Я бы там действовал иначе. Меня уже спрашивал П. Вершинин, что я сделал как ст.офицер ТУ по восстановлению крейсера с 89-92гг. В этот период делали, что могли, но денег на судоремонт в МО уже не было, а кораблю уже был нужен плановый средний ремонт. За 14 лет крейсерской службы ни о чем не жалею, совесть меня не мучает и оправдываться мне не о чем.
30. Геннадий - 12 Апреля, 2017 - 21:32:34 - перейти к сообщению
Сергей Викторович! Если чем обидел-извиняюсь! Но из ваших "диалогов" вопросы к Вам сами напрашивались...Говорите больше о позитиве и всё получится.Удачи!