Для тех, кто служил на таркр «Киров»
Главная Форум
Блоги
История Фото Видео Встречи Символика Североморск Страница памяти Пресса :)
Авторы
Соболев С.В.
10-10-2017 С.В. Соболев 2017г. Взгляд и мысли на проблемы механика против стройной системы взглядов старпо Просмотров - 3376
Введ С.В. Соболев 2017г. Взгляд и мысли на проблемы механика против стройной системы взглядов старпома
По мотивам книги М. М. Тельнова « Тяжелый атомный крейсер «Киров». Самое важное. Вызовы и наблюдения ( 04.1977 – 09.1982). 2016г.
Что это такое - корабельная организация?
Говорят, что настоящая корабельная организация была на крейсерах. Причем на артиллерийских с деревянной палубой. Она начиналась с построения, у всех были книжки боевой номер и расписаны все действия в привязке к месту, времени и сигналу. Прямо по академику И.П. Павлову на уровне высшей нервной деятельности и условных и безусловных рефлексов. Жизнь определялась решениями командира и его двумя помощниками: старпомом и замполитом с совпадающими системами ценностей и взглядов. Все, что расписывалось и планировалось, должно было обеспечивать эксплуатационную надежность и боеспособность корабля. Никто не был свободен в принятии собственных решений, все определяли должность, звание и опыт службы. Возникающие проблемы решались управленческими навыками и волевыми решениями. Замечания устраняли круглосуточно и всегда напряженно ждали Проверяющих. При этом скрытно действовала «годковщина», уважали последний год срочной службы независимо от способностей. Самые наглые и бездарные обладали большими кастовыми привилегиями как Бахуны в Индии.
Помню как на «Кузнецов» прибыла очередная партия проверяющих из Москвы, их ласково называли «хронофаками». Я поздно ночью шел по коридорам и к удивлению заметил, каюты офицеров были открыты, все сидели за столами и усердно писали. Была дана команда и создавалось полное впечатление усердной работы.
Я не помни ни одной строчки в журнале боевой подготовки, которая хоть раз совпадала с реальной работой. А личные навыки и профессионализм в этой системе рос сам собой. Инициатива была наказуемой. На тех, кто вез, все и грузили.
Помню как в кормовой машине два «целеустремленных» при чистке цистерны с дизельным топливом по пояс в солярке подключали переносной светильник под напряжением. Какую команду или расписанный сигнал вы им бы дали? Пришлось им сказать несколько слов «на английском», которые они сразу поняли и растворились причем, прямо в цистерне.
Все технологии и величайшие проблемы всегда решались увлеченными своим делом добровольцами, как Стив Джобс создавший свой Айфон. Я, стоя у пирамиды Хеопса и пока арабские профессионалы вытаскивали у меня из кармана 5 долларов, представлял, как инопланетяне с планеты Нибиру инструктируют строй египтян перед заложенным фундаментом пирамиды Хеопса. Как это было? Они отдавали команды или показывали модель вдохновляющего лидерства?
Мы до сих пор видим этот высочайший творческий подъем, создавший одно из чудес света. И только профессионал, увлеченный своим делом как французский архитектор Жан-Пьер Уден смог разгадать величайшую технологию строительства пирамид по внутреннему пандусу. При старой крейсерской организации Жан – Пьер не поднялся бы выше баталера с расписанными обязанностями по вечной приборке и вместо устриц по воскресеньям ел бы вареные куриные яйца.
Помню отзвуки корабельной организации на нашем крейсере полярной ночью при минус 30 градусов мороза, полярной ночью. Мы стояли общим строем на юте и организовано пели Гимн перед приездом комиссии из Москвы. Причем все были в своем уме и в трезвой памяти. Устойчивое ядро командования с совпадающей системой ценностей по Дж. Коллинзу настойчиво предупреждали, что если будем петь плохо, то будем петь и дальше. Это был ответ всем, кто сомневался, как сформировать эффективный воинский коллектив.
Какова эта система ценностей в корабельной организации и альтернатива, когда жизнь корабля и его функционирование определяется решениями командира?
В основе этой организации должны появиться лидеры с профессиональными навыками, умеющие принимать решения и уметь за них отвечать. Лидерство это не должность, это основа устойчивой организации и морального климата на корабле. Они должны быть жестко привязаны ко всем элементам корабля, которые обеспечивают его основное функционирование по предназначению.
Все остальное может обеспечиваться другим, и не постоянным. Корабельный устав – это библия, которую менять и дополнить нельзя. Основа корабельной организации это равенство в решении задач, а не перераспределение полномочий. Равенство это возможность принимать решения и контролировать их выполнение.
Вспоминаю, как-то стоя у кормовой надстройки, услышал голос замкомбрига:
- У вас полный бардак. Барашки на иллюминаторах должны стоять однообразно, вот так! Он рубанул ладонью строго вертикально и показал это должно быть наглядно.
А я думал, как заменить экономайзер на котле, чтобы завтра выйти в море, но это не было главным. Все бросились выставлять правильно барашки на иллюминаторах. Так и формировались отношения в нашем коллективе в интересах выполнения общей для всех задачи.
Но в море на следующий день мы вышли. Но на чем все держалось, не могу точно сформулировать. Наверное, на отдельных профессионалах, а не на организации. А строится и строить нужно было обязательно. Причем если чаще строиться, то организация выше. Это и приведет к сдаче задачи К-1 с первого раза. А вот выращивать профессионалов это задача сложнее. Их становление возможно только в море, у стенки растут только дежурные и бумажные документы. Профессионала противопоказано инструктировать и навязывать готовые решения. Ему необходимо ставить задачу, которая является ячейкой общей задачи. Мерой карьерного и профессионального роста должно быть только одно выполнение боевой задачи, о штаб и соединение обязаны создавать эти условия.
Если мы пишем, значит готовим систему обвинения против нас самих, если мы обслуживаем свою материальную часть и связи с боевым применением каждого элемента значит, мы растем профессионально.
Старпом как-то построил командиров БЧ и спросил показывая на «филенку» ( окантовка окраски надстройки и верхней палубы):
-Это что? В одном месте филенка была кривой.
Все молчали, один Механик возразил:
- У нас ППР, готовимся к выходу.
- А филенка не ППР, это внешний вид корабля, ваш ППР я в гробу видел!
И все «бросились филенку отбивать». Кроме Механика, его скоро убрали а корабль вернулся с моря и навсегда остался у стенки.
Самое важное и главный вызов в освоении первого надводного атомного крейсера «Киров» было создать из новоиспеченных лейтенантов, офицеров, мичманов и срочной службы из разрозненных экипажей кораблей СФ лидеров и профессионалов, объединенных одной целью – выйти на крейсере в море для выполнения боевых задач. Это сплочение лмдеров вокруг Первого командира сохранилось до настоящего времени. Это явление уникально и является образцом для всего ВМФ в качестве корабельной организации и професанализма. Традиции роста продолжил Второй командир, а третий их растерял, опираясь на однодневок, не выполнил боевую задачу и привел в последствии к гибели уникального крейсера.
ите текст