Для тех, кто служил на таркр «Киров» |
Главная | Форум | История | Фото | Видео | Встречи | Символика | Североморск | Страница памяти | Пресса | :) |
Авторы |
Соболев С.В. |
11-05-2012 8. Правда о «Комсомольце». Просмотров - 3366 |
[Оглавление] [Назад] [Далее] 7 октября 1989года прозвучала боевая тревога. Мы дали 33,5 узла с Североморского рейда, загрузив начальников и второй экипаж лодки. Но мы опоздали. Живых и мертвых принял «Хлобыстов», он находился ближе всех на расстоянии 51мили. Мы принимали живых из экипажа «Комсомольца» и мертвых с левого борта. Мы не смогли сблизиться с «Хлобыстовым», была сильная качка. Всех грузили корабельным краном, в корзине и принимали на левый борт. Их всех, живых и всех мертвых. Рыбаки им отдали все что могли: куртки, сапоги, коньяк. И откачивали всех, до последней возможности. Адмирал Касатонов дал команду всех переодеть в матросскую робу от матроса до капитана 1ранга. И встал извечный вопрос –«кто виноват, техника или личный состав?» И их стали допрашивать. Они должны были стать виноватыми. А где Ванин и Аванесов? Командир Ванин остался во всплывающей рубке из нее спасся только боцман. Рубка утонула вместе с командиром. Старпом Аванесов держался до последнего за плот, лежавшего к верху днищем и ушел в глубину от переохлаждения. Эта трагедия захватила всех на корабле. Никто не был безучастным. Все на крейсере искали причину. Штаб поиска причин был в каюте командира БЧ-5. С заместителем Начальника ТУСФ мы определились. Лодка утонула из-за конструктивных недостатков. Экипаж «Комсомольца» боролся за живучесть до конца и не был причиной гибели лодки. Лодку и людей можно было спасти. «Норвежцы» были рядом. С КП СФ не запросили помощь. Не разрешили дать SOS. Впоследствии начальник КП Северного флота стал контр-адмиралом. Подводники почувствовали, что уже все определили - виноват экипаж. Когда мы встали у 7 причала, я от усталости валился с ног и вышел на крыло рядом с каютой командира БЧ-2 покурить. Прямо под надстройкой стояли двое. Они меня не видели, я их не подслушивал, а случайно услышал: - Если не сделаешь виноватым экипаж, Главкомом тебе не быть! Вот и вся, правда. Подводники это почувствовали. Как правило, в разборе и аварий и трагедий промышленность обвиняет личный состав, а флот промышленность до окончательного выяснения истины. В услышанном мной разговоре отсутствовала логика, чем больше аварий по вине личного состава, тем лучше карьерный рост начальников? Но кто знает за кем стоял и каков был расклад ВПК и политических сил в этот момент Еще на переходе морем в Североморск я встретил часть первого и второго экипажа подводной лодки «Комсомолец» в адмиральском коридоре, рядом с каютой адмирала Касатонова.. Ему тогда повезло. Он был в сауне по адмиральской традиции. Теперь каждый может сделать свои выводы, прочитав книгу бывшего Начальника технического управления Северного флота адмирала Н.Г. Мормуля «Атомная подводная эпопея» и другие. Да, адмиралов и высокие должности мы все тогда уважали, да и вся политика службы держалась в то время на политической идее и страхе. Может и сейчас кто-то боится высказать правду, а я не берусь об этом судить. Нельзя никого поучать и навязывать свое мнение. Я бываю на Серафимовском кладбище и со стороны Богатырского проспекта близко до могилы «Московского комсомольца». Фамилии Ванина и Аванесова выбиты на камне. Но их там нет. Они навечно в море. Как и навечно полная, правда, о гибели АПЛ «Комсомолец». [Оглавление] [Назад] [Далее] |