Для тех, кто служил на таркр «Киров» |
Главная | Форум | История | Фото | Видео | Встречи | Символика | Североморск | Страница памяти | Пресса | :) |
Авторы |
Сергей Дьяченко |
29-07-2011 Ленинградско-балтийские короткометражки Просмотров - 3382 |
Здесь собраны факты, не тянущие по своей значимости на целый рассказ,
но интересные по сути, ибо и они часть истории нашего Корабля. Сентябрь 1979г. Ленинград, казарма. После стычки в Базовом Матросском Клубе, курсанты соседнего с нами училища подводников отлавливают в парке рядом с площадью Морской славы возвращающихся из увольнения кировцев по одному, по двое и избивают численно превосходящими силами. Доползшие до КПП моряки сообщают эту информацию дежурному офицеру, тот- командиру корабля. Играется большой сбор. Моряки в чем Родина-мать родила строятся на плацу, Речь командира очень короткая- "Там-(показывает в сторону площади) бьют наших товарищей, вперед, кировцы! Распахиваются ворота,(не те, что у КПП, а те, что прямо на площадь) и 400 моряков ломятся на выручку своих братков. Впереди помощник командира- Кап3 ранга Зюбрицкий А.С., дежурный по экипажу и потому с оружием. Достает "макара" пытается сделать предупредительный вверх, но получает удар в голову и все оставшееся время, пока моряки- кировцы гонят курсантов по всем близлежащим закоулкам, ищет в траве газона табельное оружие. Нашел. И наши победили. Первый раз. Всем экипажем. Гордость за крейсер начала зарождаться. Наша ленинградская казарма (Вид с площади Морской славы) Четырьмя месяцами позже. Январь 1980г. Суббота, после большой приборки и бани, экипаж смотрит фильм в актовом зале. Врывается дежурный по экипажу, останавливает фильм и объявляет аварийную тревогу. Горит училище подводников (то самое). Командир выводит экипаж к горящему зданию и докладывает руководителю тушением пожара о готовности экипажа в оказании любой помощи. Помощь не понадобилась, но экипаж стоял у стен училища до тех пор, пока очаги возгорания не были пролиты и пожарные расчеты не покинули место трагедии. Командир все доводил до конца. Март 1980г. Казарма, ночь. Иду в актовый зал писать лозунги к очередному партсобранию. У стены, там, где обычно репетирует оркестр, на баночке сидит командир и рассматривает разложенные на полу чертежи крейсера (огромные, формата А1, синьки). Набираюсь храбрости и спрашиваю,- Неужели это все надо знать? Надо, матрос, ибо за каждый агрегат этого крейсера и за каждого из вас, спрос будет с меня лично... Комментировать нечего. Май 1980г. Экипаж заселил корабль. Готовимся выйти в моря. По плану заводских испытаний надо проверить остойчивость крейсера... Командир принимает решение- всех гражданских на берег, стравить швартовые, оттянуть корабль буксирами от стенки на 10 метров. Экипаж в спасательных жилетах выстраивается на полубаке и юте по левому борту. По команде с ходового, отдаваемой командиром,-"Правый борт" перебегает до правых лееров, по команде "Левый борт"- обратно. И так несколько раз. Крейсер реально раскачивается. Раскачивается до такой степени, что на ходовом уже надо держаться за поручни, чтобы не потерять равновесие. Наконец, командир дает команду "Центр" все замирают по линии киля корабля и радостно покачиваются, до тех пор, пока корабль не успокаивается на безмятежной невской воде . Крейсер снова подтягивают к стенке. Остойчивость проверена, напротив еще одного пункта заводских испытаний ставится "плюс". Июнь 1980г.У стенки завода. Испытания якорных носовых шпилей. Отдан левый якорь, застопорен. Затем выбран. Доклад помощника командира корабля Зюбрицкого А.С.- Якорь в клюзе, замечаний нет. Отдан правый якорь, застопорен, выбран. И тут срывает ленточный стопор, Якорь бухается в воду, утягивая за собой в клюз с огромной скоростью якорь-цепь (каждое звено которой весит 16 кг.). Боцманская команда врассыпную, и только помощник перепрыгивает с одной на другую сторону через грохочущую и извивающуюся у его ног якорь цепь. Каким-то чудом цепь остановилась. Обошлось... Вот такие у нас якорные цепи Июнь 1980 Кронштадтский док. Обычное утреннее построение на юте, с поверкой личного состава и разводом на работы. В центре юта, аккурат у люков вертолетного подъемника, лежат два строительных баллона, чи с ацетиленом, чи с кислородом,- шут их разберет. А вот на дневном построении одного из них уже не было, зато обнаружились выломанные леерные стойки у кормового флагштока. Нагрелся солнышком и улетел баллон в сторону моря. Никого не зацепил, слава богу. Опять обошлось. Но все баллоны с верхней палубы убрали, от греха подальше... Июль 1980г. Окрестности острова Готлант. Испытания... Вот не дал бог памяти. Короче, такие двуствольные хреновины с большими звездами на башенках, для постановки пассивных помех. В силу своей "гражданской" специальности даже не помню, в чьем заведовании они находились, но суть в том, что отстреливали эти установки по всем основным курсовым и горизонтальным направлениям, бегали в штурманскую рубку и смотрели, какие пятна на экране "Вайгача" оставляют произведенные выстрелы. когда подошла очередь правой установки стрелять по курсовому углу 90, а горизонту 0, это как раз оказался срез о. Готланд. Командир отдал соответствующие указания, и затем команду "залп" .А вот залпа и не последовало... Потом из-за острова вылез белоснежный корпус шведского парома, командир скомандовал "дробь стрельбе!" -"Есть" ответила ГКС и прозвучал выстрел... Реактивные снаряды игриво поскакивая по водной глади понеслись к борту парома, ударили в него, отрикошетили вверх и разорвались аккурат над надстройками парома. -"А ведь они там наверно обосрались"- философски заметил Председатель Правительственной комиссии адмирал Бондаренко. -"Так точно, но ничего, подмоются, снаряды картонные, начинка из фольги, и вообще, будут впредь знать, как соваться в закрытый для плавания район при проведении боевых стрельб"- парировал командир. Паром что-то обиженно прогудел и скрылся в туманной дымке горизонта. Обошлось... Этот самый постановщик пассивных помех на правом борту. Август 1980г.Отработка буксировки потерявшего ход судна. Собираемся буксировать Октябрину- артиллерийский крейсер времен Великой Отечественной. Линеметчики отработали, концы на Октябрину заведены, Все готово, чтобы дать ход "Кирову". В швартовой ютовой команде наш почтальон Сакура . Он опрометчиво встал в полупетлю, образованную на палубе юта еще не натянутым концом. Наш крейсер дает ход, набирает скорость, конец натягивается и бьет Сакуру по ногам с такой силой, что тот делает в воздухе сальто и снова встает на палубу, но уже без хромачей. Их потом нашли у левых кормовых барбетов АК 630, со срубленными каблуками, А у Сакуры- ни Царапины! Обошлось... Буксировка крейсера "Октябрьская революция" Август 1980г.Отрабатываем режимы хода и замер диаметра разворота крейсера. Корабль разогнали, по показаниям лага, до 36 узлов, но при этом такое ощущение, что крейсер вылетел на брусчатку и летит, сотрясаясь всем своим могучим телом. После разгона делаем оверштаг (Разворот на 180) и стопорим машины, чтобы по кильваторному следу (а может еще как-то) замерить диаметр. В последствии он оказался в пределах 10 -ти кабельтовых. Тут, откуда ни возьмись, прискакивает шведский торпедный катер, весь в таких флажках разноцветных, не предвещающих, впрочем, ничего хорошего, и семафорит,- с какой, мол, целью мы вошли в территориальные воды Швеции? А нам сто лет не уперлось входить в их воды, но реакция командира была мгновенной-" сигнальщик, сигнал" испытываю затруднения с маневрированием" до места! Два черных шара с ромбом посредине взвились на сигнальную рею. Катер шведов был явно озадачен, обойдя наш корабль и, поняв какую махинищу он задержал, не нашел ничего лучшего, чем просигналить-"чем я могу вам помочь?". -Помогла блоха слону чесаться- тихо проговорил командир, а передать на катер приказал-"Имею ход, в нейтральные воды уйду самостоятельно, приношу извинения за беспокойство". После этого, задав курс 180 дал кораблю полный ход. Катер попытался сопровождать нас, но зарывшись в кильватерных бурунах, отстал. И только потом командир обратился к вахтенному штурману,- какого .... мы оказались в гостях у шведов? - У меня тут "зайчик" сбился... (В штурманской рубке был такой планшет, на который накладывалась карта района плавания, а снизу на направляющих ползала лампочка, которая юстировалась со спутником и световым крестиком показывала, ну во всяком случае должна была показывать, местоположение корабля). Вот она-то и сбилась. - Я покажу тебе "зайчика" взревел командир, схватил со штурманского стола циркуль и запустил его в вахтенного штурмана. Не попал, видимо просто не хотел. Но и на этот раз обошлось... Кстати, большая просьба к Михаилу Бродскому, припомнить ,по возможности, подробности этого инцидента, если они ему известны. Та самая шведская "блоха" Сентябрь 1980г. Рейд у .Балтийска. К командиру на ходовой приходит старпом Тельнов М.М. и озабоченно объявляет, что по плану боевой подготовки надо бы провести стрельбы личным составом срочной службы из стрелкового оружия. Командир обводит взглядом водную гладь балтики и спрашивает- "Ну и как мы это себе представляем?" Взгляд старпома так же описывает полукруг по морскому горизонту- "Никак, но план..." "Хорошо"- отрезает Александр Сергеевич- "Стрельбы завтра в 12, обеспечить выдачу личному составу оружия". На следующий день в 11-30 личный состав с оружием построен вдоль обоих бортов корабля в районе шкафута и полубака. От бортов отходят шлюпки, в каждой по пустой заваренной бочке, метрах в ста от борта бочки сбрасываются и шлюпки поднимают обратно на корабль. Звучит команда командира-"Правый борт, цель надводная по правому борту, целься...Огонь!" 300 стволов дают тройной залп и почти тысяча пуль в клочья распотрошили несчастную мишень, любезно предоставленную боцманами. Такая же процедура повторилась и по левому борту. "Ну что, Михал Михалыч, Вы довольны результатами стрельб?"- спросил командир. "Гениально, Александр Сергеевич!"- ответил старпом и пошел заполнять отчет о проведенном мероприятии. А экипаж пошел чистить и сдавать личное оружие, которое на моем веку больше в руки не брал, кроме как на вахту ПДСС. А еще мы иногда очень пугали балтийский гражданский флот (наш и иностранный), когда в штиль, на полном ходу врубали успокоители качки и расшатывали наш крейсер почти до критических углов наклона, со стороны это выглядело как выходящий за грань понимания абсурд. Вот такой "шторм" в полный штиль Это все , что касается ленинградско-балтийских короткометражек, есть еще пара рассказов, но о них чуть позже. А дальше- севера, это вообще отдельная песня. |