Вспомнился один маленький эпизод, едва не ставший международным конфликтом. Постараюсь пересказать, поскольку, как я предполагаю, являюсь единственным человеком из членов экипажа ТАРКр «Киров», который не только видел его воочию, но и понимал, что на самом деле происходит... (Возможно, что международная комиссия по расследованию инцидентов на море с помощью англичан тоже разобралась – но мне это неизвестно).
|
Это было в начале 80-х. Север. «Киров» на выходе в море. Редкий случай, когда на выходе в море старший на борту – командир корабля (не ГлавкомВМФ, не КомФлот, не КомЭск и даже не КомБриг) – Александр Сергеевич Ковальчук.
|
Сколько я себя помню в качестве штурманёнка на «Кирове», столько Александра Сергеевича на мостике иногда подменял только командир бригады Дмитрий Павлович Воинов (очень уважаемый был моряк, о нем обязательно должен быть написан отдельный рассказ).
На фото справа - он в центре
Но в этом случае его на борту не было.
|
|
В остальное время Александр Сергеевич с мостика практически не сходил.
С какой целью «Киров» в тот раз бороздил моря – не помню. Но точно помню, что с левого борта постоянно следовал британский эскадренный миноносец D88 «Глазго» типа 42 («Шеффилд»).
|
|
На протяжении всего выхода он послушно следовал нашим маневрам, не хамил, слишком близко не приближался, и т.п. – в общем, вел себя весьма прилично. Это не удивительно, т.к. по традиции британцы славятся (и гордятся) своими моряками.
Где – то к концу вторых суток плавания Александр Сергеевич немного подустал в одиночку управлять крейсером (хоть и стальной, а все же человек) – и решил передохнуть пару часов. Вызвал он на мостик старпома – Михаила Михайловича Тельнова.
На фото справа - он в центре
И, как положено, передает ему вахту и инструктирует.
А вахтенным штурманом в тот момент был Ваш покорный слуга...
|

|
Штурман обязан докладывать на мостик за 5 минут до поворота, за 1 минуту и во время поворота. При этом он не обязан докладывать лично, заходя на ходовой мостик (он же ГКП – Главный Командный Пункт) – достаточно доложить по громкоговорящей связи (КГС) из штурманской рубки. И что при этом происходит на ГКП, какие команды подает вахтенный офицер – штурман не видит и не слышит. Но у меня был свой «пунктик» - я, если позволяла обстановка, доклад за 5 минут делал по КГС, а за одну минуту – тоже по КГС, но при этом запускал секундомер и выходил в ходовую рубку, чтобы увидеть через ее окна - что происходит вокруг и куда мы "ворочаем". А команду на поворот давал уже из ходовой по секундомеру.
Так было и в этот раз. Доложил о том, что «через 1 минуту поворот влево на курс … градусов» - по КГС, запустил секундомер и пошел на ходовой мостик.
А в это время Александр Сергеевич как раз инструктирует М.М.Тельнова – «Михал Михалыч, обстановка спокойная. Единственный нюанс – «Глазго» с левого борта. Но он, как собачка, идет на коротком поводке и все команды исполняет послушно…Ага, вот штурман доложил о повороте – смотри, как англичанин легко нам следует (только не забывай флаги вовремя ему показывать). Сейчас повернем – и я пойду отдыхать».
Я докладываю по секундомеру : «Время поворота влево на курс… градусов»
Командир командует: «Вахтенный офицер, лево руля на курс … градусов».
Вахтенный офицер командует «Сигнальщик, «Како» – долой! Рулевой, лево руля на курс… градусов!»
Честно говоря, мне это «Како» резануло ухо – вахта, как говорится, не моя, но я уже наслушался за время выхода и успел подумать – «Почему Како, а не Ферт?»
Здесь придется для несведущих сделать маленькое лирическое отступление на тему «флаги вовремя надо ему показывать» (в конце страницы).
Т.е. за 5 мин до поворота "Глазго" увидел сигнал о повороте ВПРАВО. И отрепетовал (т.е. поднял флаг Эхо). За 1 минуту – то же самое. А когда Киров спустил долой «Эхо» - начал поворот вправо, как и положено.
Но Киров-то начал поворот влево! А слева у нас – маленький Глазго!
С высоты ходового мостика «Кирова» были видны где – то внизу РЛС, трубы и вообще весь британский эсминец.
|
В реальном масштабе это выглядело примерно так:
|
|
|
Когда стало понятно, что что-то не так, то Александр Сергеевич, конечно, скомандовал «Обе машины – стоп, право на борт!». Но нашу махину так просто остановить или повернуть было нельзя, и международный конфликт не состоялся в основном благодаря британскому эсминцу, который, бедолага, улепетывал из под нашего нехилого форштевня - внезапно вздув огромный бурун за кормой (видимо, давал максимально возможный ход)..
В итоге он успел увернуться и перебраться с левого борта «Кирова» - на правый. Конечно, если бы мы впилились в борт несчастного «Глазго» - то ему был бы кирдык…со всеми вытекающими международными последствиями.
М.М. Тельнов вспоминает:
"Что касается меня в том эпизоде, то я и сообразить-то толком не успел, что происходит. А когда сообразил, то понял – переживать нет смысла, пронесло же. Нужно причины искать. Смутно помнится, что потом разбирались с сигнальщиками,
какой флаг они поднимали, но установить конкретного виновного так и не удалось."
На минуту на ГКП возникла могильная тишина…
Затем - громовые раскаты командирского голоса Александра Сергеевича еще долго сотрясали ГКП. Он доходчиво объяснял Михал Михалычу, какие сволочи эти супостаты, и как они специально пытаются подставиться, и что хваленые британцы – это дрянные моряки и т.д. и т.п.
А я стоял у них за спиной и думал: «А вот если бы вахтенный офицер поднял «Ферт»…»
|
P.S.
Маленькое лирическое отступление на тему «флаги вовремя надо ему показывать»
|
Было два разных свода флажных сигналов – советский (русский) и международный. Флаги, по сути, одни и те же. Но их названия и, самое главное, - значения были разными. Если корабли были советские – то общались по советскому своду. Если с иностранцами – то по своду Международному.
|
Так, например, если русский флагман русской эскадры ворочает вправо, то:
|
|
"П – Покой» - "Поворачиваю вправо."
|
Если он ворочает влево – то
|
|
«Л- Люди» - "Поворачиваю влево"
|
Это по-русски. Тут всё ясно и понятно, конечно? П-вправо, Л -влево...
|
А по международному - посложнее будет, тут надо показывать:
|
|
«Эхо- Echo» - Я изменяю свой курс вправо.
|
Но по русски это флаг - «К- Како», и нашим русским сигнальщикам надо командовать не «Эхо», а «Како»
|
|
«Индия- India» - Я изменяю свой курс влево.
|
Но по русски это флаг - «Ф- Ферт» и нашим русским сигнальщикам надо командовать не «Индия», а «Ферт»
|
И второй момент:
– за 5 мин до поворота флаг поднимается «До половины» - (т.е. до середины высоты мачты), чтобы все увидели и подняли тот же флаг
- за 1 мин до поворота флаг поднимается «До места» - т.е. нока реи (самого верха)
- в момент поворота флаг спускается «Долой» - т.е сигналом к общему повороту служит СПУСК флага.
|
|